Выходя из дома, возьми ключи, деньги и … толерантность. Смешно звучит. Не по-нашему. Вот и епископ Солекамский и Пермский Иринарх в открытом письме говорил не так давно, что «слово толерантность на самом деле означает полную обреченность людей воспринимать без сопротивления во всех сферах общественной жизни все без исключения явления мира сего». И речь идёт «о всяких гадостях, которые не соответствуют нравственным и культурным представлениям и традициям». Так то. Опять же – «русский народ учить терпению не надо, однако было бы неплохо другим поучиться великому терпению русского народа и преклонить колени перед ним». Единство взглядов не далее, чем 23 июля сего года продемонстрировал известный деятель Егор Холмогоров в ответ на намерение московских властей создать спецкомитеты по борьбе с ксенофобией. Ужо им! "Эта информация свидетельствует о полном служебном несоответствии сотрудников комитета и говорит о том, что эти люди зря проедают деньги налогоплательщиков и разбазаривают государственное имущество", – заявил в интервью "Русской линии" известный публицист и общественный деятель Егор Холмогоров, комментируя решение московских властей научить жителей столицы толерантности. И то верно! За эти деньги можно развернуть куда более нужную программу! "Поэтому сейчас, прежде всего, нужно создавать не программы, направленные на толерантное отношение москвичей к мигрантам, а совершенно наоборот – учить хорошим манерам самих мигрантов и прививать им элементарные нормы и правила общежития. Нужно буквально составить памятку с инструкцией для мигрантов – как нужно сидеть, как нужно ходить, где и кому уступать место, какими словами разговаривать и т. д.", – подчеркнул эксперт. Узко как-то…Недодумано…Сюда ещё можно прибавить команды «лежать», «место» и «фу». Оно и понятно. Ежели взглянуть исторически. Общности людей создавались по принципу тождественности. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается. Даже если это всего лишь привычка носить страусиные перья вместо перьев белого орлана. Смешно? А ведь каких-то 20 лет назад за длинные волосы школьника могли отправить в парикмахерскую или за родителями. Но вернёмся на несколько десятков тысяч лет назад. Палеонтологи всё больше склоняются к мысли, что неандертальцы уступили пальму первенства в развитии человека современного кроманьонцам не добровольно. А посредством…каннибализма последних! Согласитесь, трудно быть толерантным, когда от тебя откусывают по кусочку. Чтобы долго не путешествовать по задним дворам истории, перенесёмся сразу в 17 век, коим и датируется серьёзная заявка на существование толерантности. Ну, кто не помнит старину Кромвеля? В то время среди различных пуританских сект, входивших в армию Кромвеля, только индепенденты и левеллеры были заинтересованы в свободе и терпимости. Согласно их взглядам, ни одно убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения, существующие в сообществе. Джон Солтмарш, один из видных защитников толерантности в эпоху Кромвеля, говорил: «Твои доводы будут столь же темны для меня, как мои доводы для тебя, пока Господь не откроет нам глаза». В целом толерантность была установлена как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости – когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось (какая неожиданность!), что в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху идейного (в то время – религиозного) единства. Интересно то, что именно в сфере религиозной зародилась эта самая пресловутая толерантность. Дав потом, как многоголовая гидра, начало всем другим свободам в обществе! Наверное, религиозная терпимость – это самый неожиданный пируэт толерантности, ибо религиозность часто ходит рука об руку с фанатизмом. Это закономерно, так как религия предполагает полную самоотдачу личности. В результате получается традиционное несовпадение идеального и реального. В идеале вера должна порождать милосердие, а не фанатизм, соединять сиюминутные человеческие ценности с божественными. На деле же, религиозный человек частенько впадает в искус возведения этих человеческих ценностей в ранг абсолюта, при этом ещё призывая Бога в союзники. Результат – религиозный, культурный и государственный фанатизм. Возвращаясь к матери-истории, можно отметить, что официальный расцвет толерантности в эпоху Просвещения – век 18 – дал только одного видного последователя этого течения. Его слова стали классическим определением толерантности: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение». Но, это если замахнуться на ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ, нашего, ВОЛЬТЕРА. Так случилось, что толерантность и свобода неразрывно связаны, поскольку: - Политическая свобода предполагает, что мы в достаточной степени доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы позволить им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать новое правительство - Экономическая свобода предполагает терпимость к конкурирующим экономическим интересам. Конкуренция способствует образованию более гармоничного сообщества и стимулирует инициативу индивидов и социальных групп - Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств; например, сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом - Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Да, чуть не забыла. Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности..., это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...». Но, понятное дело, народам, перед которыми надлежит находиться в коленопреклоненной позе, ЮНЕСКО не указ… Характерные специфические черты терпимости в отечественном культурном контексте – «милосердие» и «снисхождение» (см. толковые словари В.Даля и С.Ожегова). В латинских этимологических словарях (например, в классическом оксфордском словаре Lewis&Short), а также словарях европейских языков представлены две точки зрения на толерантность – как на «терпимость» и как на «поддержку». Правда существует и мнение, озвученное мыслителем, писателем и журналистом Г.К.Честертоном: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят» Но я верю в то, что толерантность – это прогрессивный вектор. И я предпочла бы жить в Доме Терпимости, чем в доме при входе в который висит лозунг: «Назад! К истокам! В пещеры!»
1,5 копейки
|